Дата: 20.02.2007Новости: «Новый Акрополь» в Санкт-Петербурге
Краткий текст:Каким должен быть музей? Странный вопрос? Оказывается, настоящий музей - вовсе не собрание археологических находок, а нечто гораздо большее. И расскажет нам об этом профессионал - Валерий Павлович Поршнев
Полный текст:В воскресенье, 25 февраля, в 19.00, в Выборгском ДК состоится встреча с кандидатом культурологии Валерием Павловичем Поршневым
Адрес: ул. Комиссара Смирнова, д.15, аудитория 433 (метро "Площадь Ленина")
Глубокое и беспристрасстное исследование самого понятия "мусей" в культурном наследии античности ломает стереотипы восприятия музея как исключительно археологической выставки. Оказывается, в древности музеи выполняли значительно более глубокую функцию и были своего рода храмами муз, создававшими определенное священное пространство. Их задачей была помощь в таинственном и очень глубоком процессе изменения, трансформации, совершенствования человеческой души. Мусеи, священные рощи были неизменными спутниками так называемых "домов жизни" - подлинных очагов культуры и просвещения.
Об этом и многом другом - на встрече с Валерием Павловичем Поршневым в воскресенье, 25 февраля
Дополнительная информация по телефонам (812) 914-32-32, 970-56-63
Некоторые цитаты из книги:
«Раскрыв феномен древнего Мусея мы не только сможем лучше понять античность, но и найти один из возможных вариантов будущего развития нашей собственной культуры».
«…удивительное многообразие функций, закрепившихся за Мусеями ко времени эллинизма. Это многообразие упорядочивала и синхронизировала главная направляющая идея, составляющая самую суть мусической религии: идея сохранения и приумножения гармонии Космоса посредством служения богиням, олицетворяющим эту гармонию, творящим космические ритмы, по которым живет Вселенная».
«Музы у пифагорейцев занимают чуть ли не высшие места в Космосе, так как каждая из них управляет одной из небесных сфер, каковых вместе со сферами семи планет, сферой неподвижных звезд и сферой мифической пифагорейской Противоземли, получается ровно девять. <…> Зримый символ Муз на небе, их «лира»- созвездие Плеяд, возможный объект молитвенного созерцания. Во власти Муз – согласие, гармония и ритм всего сущего».
«Платон, вслед за пифагорейцами, утверждает высочайший статус Муз как богинь-хранительниц мировой гармонии; при этом они не абстрактнее символы гармонии, а реальные живые существа, обитающие в высших космических сферах. Душа, попадая после смерти тела в запредельные сферы, именно через общение с Музами получает наилучшую инкарнацию. Ныне живущим Музы посылают божественную одержимость, подвигающую на творчество».
«Особенность и уникальность Александрийского Мусея в его универсальности: он вобрал все сложившиеся к этому времени «мусейные» традиции и развивал их последующие восемь веков. Прежде всего – Ликея, затем Академии, но также и беотийской долины Муз. <…> Музей стал осуществлением идеи Птолемея I о союзе служителей Муз. Они же принесут на Восток эллинскую культуру, просвещая варварские народы.
<…> При Музее постоянно проживало около 50 ученых. Сфера деятельности ученых была столь широка, что трудно выделить четко подразделения Мусея. Библиотека вдохновляла на новое сочинительство. Из Мусея отправлялись настоящие экспедиции – к порогам Нила, в Эфиопию, в Индию».
«Во Флоренции Плифон выступал с лекциями, рассказывая о безмятежной жизни философов в древних Афинах. Спустя двадцать лет итальянцы осуществили план возрождения платоновской Академии со всеми ее атрибутами, включая Мусей, то есть, в исконном значении – святилище Муз. Возрождение свершилось в 1459 году…»
«В дальнейшем античный Мусей сохранил для европейской культуры значение идеала гармонического синтеза научной и художественной сфер деятельности, к которому стремились. Феномен европейской Кунсткамеры, особенно – Кунсткамеры в Санкт-Петербурге, где под одной крышей сосуществовали службы академии, наук, университет, библиотека, природные раритеты, произведения искусства, лаборатории, анатомический театр, - новая попытка осуществления такого синтеза».
«Четыре взаимосвязанные функции Мусеев определяли всю их специфику: возбуждение творческой активности в момент нахождения в святом месте, где для этого создавалась особая эстетическая среда и регулировались правила пребывания и общении; организация творческих соревнований для проявления этой активности; сохранение исторической памяти, что приводило к созданию монументов, надписей, текстов, коллекций различных предметов, собираемых целенаправленно или стихийно; передача накопленного опыта новым поколениям через все известные формы обучения (как мусическим искусствам, так и наукам)».