В Литературной гостиной «Нового Акрополя» — трагедия А. С. Пушкина «Борис Годунов». Читает Народный артист России Виктор Никитин
Полный текст:
Бывают в жизни мгновения, когда время исчезает, и обретаешь неожиданную свободу от привычных мыслей, забот, проблем.
Встреча с подлинным искусством — одна из таких счастливых возможностей. Подобное «обыкновенное чудо» случилось со зрителями на литературном спектакле «Борис Годунов» сцены из трагедии А. С. Пушкина. Знакомое со школьных лет произведение. Извечные вопросы о нравственном выборе, о долге, о чести, о власти, о судьбах Родины...
Из глубины веков обращается к нам летописец Пимен:
"...Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу, Своих царей великих поминают За их труды, за славу, за добро - А за грехи, за темные деянья Спасителя смиренно умоляют..."
Пустое пространство сцены. Ничто не отвлекает зрителя от точного, объемного пушкинского слова. Внимание зала захвачено с первых минут, невозможно оторваться от происходящего на сцене. Виктор Андреевич блистательно перевоплощается в каждого персонажа, не заботясь о портретном сходстве, едва намечая его и направляя зрителя в сердцевину характера и переживаний каждого героя.
Создается ощущение присутствия здесь и сейчас, в каждой сцене боишься упустить полслова, поворот головы. Все кажется важным и значимым в плотной ткани спектакля.
Задумываешься о том, как просто и как сложно сделать выбор. Неважно, кто ты, царь или простой холоп, даже малое пятнышко на совести способно уничтожить мир в душе человека.
О бессмысленном страшном бунте толпы... Хочется перечитать «Бориса Годунова», чтобы еще раз обратиться к вечным вопросам о судьбах Родины, за которую каждый из нас в ответе...
Текст: Наталья Милякова
Фото: Светлана Просенкова
ЦИТАТЫ:
«О какое удивительное то было утро, оставившее следы на всю жизнь. Не помню, как мы разошлись, как закончили день, как улеглись спать. Да едва ли кто и спал из нас в эту ночь. Так был потрясен весь наш организм».
Михаил Погодин о чтении Пушкиным " Бориса Годунова " 12 октября 1826 года.
*****
«Трагедия „Борис Годунов“ — это своего рода „икона Истории“. Не в сакральном смысле, а, так сказать, в методологическом. Помните, я говорил: на картину мы смотрим, а икона смотрит на нас? „Борис Годунов“ — это История, которая „смотрит на нас“, чего-то от нас ждет: ведь на пушкинском „циферблате“ цифра 24 отсутствует, в трагедии 23 сцены, „сутки“ Истории еще не кончились»...
Валентин Непомнящий
*****
«Как известно, в первоначальной редакции «Бориса Годунова» был безнадежный финал: народ, на глазах которого только что бессудно убили беззащитных родичей Бориса, послушно славит нового узурпатора: «Да здравствует царь Димитрий Иванович!» Так действие замыкалось в порочный круг: ведь с того же самого — «Борис наш царь! Да здравствует Борис!» — трагедия началась. Выходило, что русский народ забыл о совести: избрав однажды на престол преступника, он снова, ничем не наученный, ни в чем не раскаявшийся, готов сделать то же самое. Какие жернова повернулись в мастерской пушкинского гения, мы не знаем, но гений этот продиктовал поэту другой финал, тот, который мы знаем: в ответ на приказ: «Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!» — «Народ безмолвствует». Это выход из порочного круга. В народном безмолвии — не только отказ признать царем нового узурпатора; здесь, может быть, преддверие народного покаяния: «Прогневали мы Бога, согрешили...» Этот финал дает надежду, представляет — говоря словами Гоголя — «русского человека в его развитии», а не в его деградации. В нем сегодня слышится подсказка нам, кого Пимен назвал «потомками православных».