с 26-го по 1 мая в рамках фестиваля «Дни ТИБЕТА в Перми 2010» — в нашем Культурном Центре прошли мероприятия и церемонии тибетских монахов из двух крупнейших монастырей Индии: Гоман Дацан и Гьюдмед.
Полный текст:
C 26-го по 1 мая в рамках фестиваля «Дни ТИБЕТА в Перми 2010» — в нашем Культурном Центре прошли мероприятия и церемонии тибетских монахов — делегации из двух крупнейших монастырей Индии: Гоман Дацан и Гьюдмед, прибывшие в страну по приглашению общества Русско-индийской Дружбы, Объединения буддистов Урала и Общества тибетской культуры «Лхамо».
В программе: - Построение песочной мандалы Бодхисаттвы Манджушри - Посвящение Белой Тары - Лекции о тибетской культуре и искусстве - Демонстрация документальных и художественных фильмов о Тибете - Ежедневное общение монахов с публикой
В первый же день прибытия делегации в город состоялось наше знакомство и краткая пресс-конференция с журналистами. В этом году в делегации, приезжающей в Пермь, сразу два выпускника прославленного монастыря Гьюдмед, которые посетили несколько европейских стран с подобными программами. Также в делегацию входит знаменитый наставник Тхуптен Гьятцо, лама, стоявший у основания возрождения монастыря Гоманг в Индии после оккупации Тибета Китаем. Группу тибетских лам возглавляет известный буддийский учитель, доктор буддийской философии Тензин Чокланг Кентрул Ринпоче. В 1980 году Кентрул Ринпоче признан Его Святейшеством Далай-ламой перерождением Кьенпо Лингден Ачкраба — настоятеля монастыря Дрепунг Гоманга .
Торжественное открытие с представлением гостей, церемонией «Очищения пространства» и началом строительства мандалы Манджушри. Манджушри в переводе с санскрита «красивое сияние» — один из восьми главных главных Бодхисаттв-Махасаттв в буддизме Махаяны. По легенде Манджушри 70 миллиардов лет назад был благочестивым королем в одной из чистых земель Будды. Он достиг просветления и решил быть Бодхисаттвой в сансаре до тех пор, пока не останется ни одного живого существа, нуждающегося в спасении. Манджушри олицетворяет мудрость и знание. Обычно его изображают красивым индийским царевичем, держащим в поднятой правой руке пылающий меч, а в левой руке книгу мудрости. Манджушри не только дает мудрость, но и жизненную энергию, силу, позволяет избежать всех преград и препятствий, уменьшает негативную карму.
Затем несколько монахов приступили к разметке будущей мандалы, а параллельно: и в этом же зале — во второй его половине, и в гостиной — началась лекционная программа фестиваля, презентации и киносеансы.
Сначала монахи благословляют инструменты и цветной песок, который будет использован при построении мандалы, а затем приступают к разметке платформы (мандала строится на специальной платформе примерно 2×2 м). Центральные и диагональные линии традиционно наносятся с помощью белой нити, которая, согласно описаниям, должна быть сплетена юными девушками и куплена не торгуясь. Эта нить опускается в белый песок мелкого помола, затем монахи натягивают ее над поверхностью мандалы, слегка приподнимают за середину и отпускают. На платформе остается белый след. Остальные линии наносятся при помощи мела, карандашей и линеек. Все сложные декоративные элементы монахи будут создавать «вслепую» без предварительной прорисовки.
Одновременно с строительством мандалы, встречу-беседу со старейшим монахом монастыря Гоман Дацан Геше Тхуптеном Гьятцо ведет руководитель филиала «Новый Акрополь» в Перми Елена Косолобова.
А в малом зале — гости знакомились с тибетской астрологией и предсказательными практиками, медициной, искусством живописи и устройством храмов, узнавали о символике, обычаях и особенностях тибетской культуры.
Непосредственное формирование замысловатых узоров мандалы происходит при помощи металлического конуса (чакпу) и твердого рога яка. В конус, который имеет в средней части неровную, ребристую поверхность, монахи засыпают песок нужного цвета. Потирая эту поверхность рогом яка или другим твердым материалом, монахи создают вибрацию, за счет чего песок ровной струйкой высыпается через небольшое отверстие. Поток песка регулируется посредством скорости трения и степени нажима на чакпу (конус).
Стоит отметить, что использовался песок разного помола: крупный и мелкий. Крупный был предназначен для заполнения сравнительно больших пространств, а мелкий — для выписывания мелких узоров.
Каждый монах сидел на месте, соответствующем определенной стороне света, отвечая за определенную часть мандалы. Нанесение песка начиналось от центра к периферии, причем, если один монах успевал сделать какой-либо фрагмент раньше других, он либо терпеливо ждал остальных, либо помогал им: сооружение мандалы должно вестись равномерно.
Монахи утром и вечером проводили ритуалы очищения пространства с использованием обертонного пения, посмотреть на которые собирался полный зал зрителей; — несмотря на это монахи демонстрировали поразительную сосредоточенность и усердие! Завершая дневную работу над мандалой, монахи посвящают заслуги, то есть тот положительный потенциал, который был накоплен ими в течение дня, всем живым существам.
Среди встреч и лекций — особое место и для буддистов и просто интересующихся занимали комментарии руководителя делегации Геше Тензина Чокланга Кентрула Ринпоче и старейшего монаха и наставника монастыря Гоман Дацан Геше Тхуптена Гьятцо к тексту Чже Цонкапы «Три основных аспекта пути»..
... и вот настал последний день фестиваля.. Совершенный красивейший песочный узор с именем Бодхисаттвы Манджушри и флагами Тибета и России был полностью завершен. Мандала просветленного божества живет ровно столько, сколько длится сам процесс насыпания. После этогоона должна быть разрушена — это особый ритуал, смысл которого подчеркнуть один из важнейших постулатов буддизма, идею о непостоянстве всего сущего, о иллюзорности нашего мира.
Прежде чем разрушить мандалу, монахи должны попросить просветленных божеств, которые на протяжении всех этих дней пребывали в песочном дворце, вернуться в свои небесные обители.
Когда Будды покинули мандалу, Лама Ринпоче рассекает песчаные узоры ее с помощью ваджры, ритуального предмета, символизирующего нерушимую природу ума. Он начинает разрушение с восточного входа, предварительно взяв по щепоти песка из центральных фрагментов, с слогами имени Бодхисаттвы, помещая его в небольшую чашу. Он проделывает эту процедуру со всеми остальными входами, двигаясь по часовой стрелке, а затем «надрезает» мандалу по диагональным линиям. После этого монахи сметают мандалу к центру и помещают песок в большую чашу.
Теперьмандала перестала быть дворцом просветленных существ, однако песок, благословленный многодневными ритуалами, по-прежнему обладает колоссальной очистительной силой. По традиции, монахи отправились в красивой процессии к реке Каме, чтобы преподнести благословенный песок в дар духам воды с просьбой принять его и распространить благословление всюду, где пролегает путь реки.
В завершение церемонии всем пришедшим гостям раздают по щепотке оставшийся песок, из которого непосредственно была сделанамандала.