Дата: 19.07.2006Новости: Самое интересное в культуре и науке
Краткий текст:Пятая колыбель мировой цивилизации поведала о тайнах загробной жизниНайден один из мировых центров древней цивилизации и культуры, существовавший свыше 4000 лет назад в песках Каракумов, в старой дельте Мургаба
Полный текст:Здесь более 30 лет ведет раскопки Маргианская экспедиция под руководством Виктора Сарианиди. Таким образом, к Месопотамии и Египту, Китаю и Индии присоединился еще один пятый центр мировой цивилизации, его можно назвать «центральноазиатским»; ведущее место в нем занимала Маргиана, или «страна Маргуш», со столицей в Гонуре.
Это поселение является крупнейшим из трехсот раскопанных к настоящему времени в древней дельте реки Мургаб. Кроме дворца с окружающим его кремлем, четырех монументальных храмовых сооружений и нескольких бассейнов, раскопан некрополь и священный участок (теменос) с храмовым зданием в центре. Теменос (Южный Гонур), некрополь, кремль и окружающие его храмы раскопаны полностью, они-то и дали уникальный материал, впервые продемонстрировавший высочайший уровень материальной культуры, богатый духовный мир, сложную социальную структуру населения Маргианы.
Поистине выдающиеся находки дал некрополь. Это случилось на южной окраине Гонура осенью 2004 года, когда был обнаружен царский некрополь из пяти гробниц. Эти гробницы относятся к последним векам III тысячелетия до новой эры, или иначе к постаккадскому времени, и принадлежат первым царским правителям древней страны Маргуш, основавшим столичный город Гонур.
Все гробницы прямоугольные подземные сооружения, внутрь которых ведут кирпичные ступени. Входы, ведущие в гробницы, заложены кирпичами, но «в сухую», без глиняного раствора, так, что при необходимости их можно было быстро разобрать и проникнуть внутрь могил. Для чего? Гробницы все пустотелые и возводились не для одного покойника, а для последующих захоронений. Иначе говоря, при необходимости кирпичный вход в гробницу разбирался, и вновь умерший по лесенке или наклонному пандусу вносился внутрь, где уже были останки ранее погребенных.
Крыш не сохранила ни одна гробница, поэтому остается только предполагать, что их форма, учитывая сохранившуюся почти двухметровую высоту гробниц, была полусводчатой.
Внутри царских гробниц были устроены стенные камины и специальные двухкамерные печи, явно служившие для приготовления жертвенной пищи, а также ниши, заставленные сосудами (своего рода «посудные шкафы») и просто очаги все со следами копоти и с золой в топках. Пять гробниц представляли собой модели домов, что характерно исключительно для индо-европейских народов, в том числе индоиранских, арийских племен.
По устройству и обряду захоронения гробницы можно разделить на три группы. Первый тип, условно нами названный «домом с двором» со вторичными захоронениями. Второй «дома мертвых» сложной конструкции типа семейных склепов с первичными захоронениями и сопровождающими их ямными захоронениями с большим числом человеческих жертвоприношений. И, наконец, третий по-видимому, индивидуальная элитарная гробница.
Все гробницы имеют общие черты: размещение основного захоронения в отдельном помещении (камере), отделенном от других комнат; украшение камер, где помещены богатые погребальные приношения, мозаичными панно c разнообразными сюжетами и элементами живописи; среди приношений символы высокой (высшей?) власти: каменные посохи, диски, миниатюрные колонки, повозки; устройство алтарей огня в непосредственной близости от гробницы; захоронение в гробницах разных животных верблюдов, телят, баранов, лошадей и собак; значительные человеческие жертвоприношения (от трех до десяти пятнадцати человек); тайники с золотыми и серебряными погребальными приношениями.
В большинстве гробниц находились так называемые «дарохранительницы» крупные деревянные ящики, стены которых в двух случаях изнутри украшены гипсовыми мозаичными вставками. Они стоят в непосредственной близости или прямо на погребенных. Можно предполагать, что внутри них находились личные украшения, а возможно, и одежда.
Насильственный характер смерти рабов-слуг, погребенных здесь же, подтверждается позой: неестественное положение почти всех костяков, положение на коленях нескольких убитых слуг и размещение убитых под полом на глубине сорока пятидесяти сантиметров.
Необходимо сказать о некрополе в целом. Раскопано 3 тысячи могил, в археологии это не часто встречается. Могильник огромный, копали его пять лет. Могильник убедил специалистов и прежде всего Сарианиди в том, что мы имеем дело с высоко развитой цивилизацией, потому что 90 процентов находок были месопотамские, значит, корни все-таки оттуда. Очень интересная деталь: в 6 процентах могил внутренняя поверхность обожжена, причем полностью, с образованием твердой корочки. В этих могилах, как выяснили мы, антропологи, погребены были люди с физическими недостатками безрукие, недоразвитые дети, карлики. Эти могилы отнесены на окраину некрополя, как у православных, например, могилы самоубийц. Но у древних иранцев, будущих зороастрийцев, огонь, вода и земля считались чистыми стихиями, их нельзя было осквернять, а уж тем более трупом физически неполноценного человека. Поэтому землю обжигали, создавая преграду между трупом и землей. Такое действие было возможно и необходимо только у людей, приверженных зороастризму. Это сильно поддержало наши с археологами представления о том, что такое Маргиана.
Интересно, что еще сто лет назад иранцы, у которых зороастризм был запрещен, обмазывали могилы своих покойников изнутри бетоном, чтобы не осквернять землю. Это чисто зороастрийская традиция, которая в самом начале была у древних иранцев. А погребальные традиции, пожалуй, самые стойкие, время над ними не властно, они существуют тысячелетия. Православный никогда не похоронит своего близкого, как мусульманин, и наоборот.
Таким образом, можно уверенно говорить, что некрополь принадлежит древним иранцам еще до прихода в Иран, куда они пришли в X IX веках до нашей эры, а здесь, в Маргиане, они еще у себя на месопотамской прародине в конце III тысячелетия до нашей эры.
Еще доказательства. Своего покойника зороастрийцы вносили в комнату, которую мы сегодня назвали бы моргом, через дверь. Там обмывали тело, но, пишет Авеста, чтобы вынести тело, нужно было позвать человека, и он должен был пробить брешь в стене. Читая Авесту, мы думали, что это литературное преувеличение. Но в нашем комплексе погребальных обрядов мы нашли обычную дверь и рядом, в полутора метрах пробоину в стене. Нашли и трубу, по которой сливалась грязная вода после омовений, чтобы не осквернить землю. Одним словом, найдено много «реплик» из Авесты, почти буквальных, подтверждающих, объясняющих Авесту, отчасти и Ригведу. Понятно что, когда они жили в Маргиане, это был единый народ, они еще не разделились на иранцев и индийцев.
Вернемся к некрополю. Гробницы грабили по много раз, и все равно что-то оставалось грабители всегда спешили. Уже тогда было хорошо известно, что придут любители легкой наживы и заберут все, что увидят. Поэтому родственники проявляли чудеса выдумки и хитрости, и именно благодаря этому мы сегодня можем делать наши открытия. На видное место они клали вещицы недорогие и яркие, броские, которые в первую очередь и хватали грабители. А вещи серьезные и важные для загробной жизни они прятали в тайники.
Тайники сооружали под полом гробницы, чаще всего в ногах покойного. Иногда их устраивали глубоко, один тайник оказался на глубине в один метр. В нем было 24 сосуда; только серебряных 17, 2 золотых, остальные керамические. Один серебряный весил 4 килограмма. Золотые по килограмму. Все это, чтобы показать статус покойного, человека очень богатого. Поскольку люди эти верили в загробную жизнь, они давали с собой умершему все, что ему могло понадобиться, и в первую очередь, конечно, лошадь с телегой, без этого человек не смог бы жить.
Во дворе, рядом с домом-камерой (все это под землей) была не только лошадь, там были и два верблюда, была и собака, то есть отправлялись они в дальний путь хорошо экипированными. Гробницы камеры украшались прекрасной мозаикой. Кое-что удалось реконструировать это удивительно красивые, великолепно художественно выполненные сцены охоты; эти мозаики относятся к концу III тысячелетия до новой эры и являются самыми древними мозаичными композициями.
Мы не знаем, очищали ли кости, прежде чем похоронить покойника, вероятнее всего да. Могилы грабили по несколько раз, и грабители не церемонились. Непонятно иногда даже, были ли здесь просто кости или костяки целиком.
Могильник совершенно уникальный, есть аналогии только со знаменитым могильником из Ура, и явные заимствования многих деталей в погребальном обряде совершенно очевидны. Но Ур был столицей мира, и вполне естественно, что Маргиана многое восприняла от него.
Еще одна важная вещь: лошади в то время были редкостью, они только-только начали появляться в домашнем хозяйстве, лошадь имели очень богатые люди, и, естественно, на них дрова не возили держали только для парадных выездов, поэтому царям и обожествленным героям приносили в жертву жеребенка. Такого жеребенка мы нашли весной 2005 года, где в одной из гробниц он лежал в окружении погребальной керамики. Это первый случай, когда мы находим похороненного жеребенка в царском некрополе. Понятно, что это было царское захоронение; были и другие тому подтверждения, например, огромный, в метр высоты, каменный посох, толстый цельнокаменный очевидный символ власти. Эта могила была очень сильно ограблена. Те золотые вещи, которые мы нашли, были собраны вместе как будто в мешок, который обронил грабитель. В этой комнате тайники были сделаны не в полу, а в стенах, и грабители очистили их, не входя в камеру, с внешней стороны. Но несмотря на грабительские набеги, два клада, что мы нашли, можно считать богатейшими для этого времени.
На одном из сосудов совершенно изумительные рисунки, прекрасно изображенные животные в движениях, явно символических. Все вещи мирового класса. Техника, в которой они сделаны, выдает местных мастеров, представляющих великолепное искусство Бактрии и Маргианы. Это и позволяет говорить о том, что могильник царский, а Маргиана одна из ярких и высокоразвитых цивилизаций своего времени.
Когда создавался некрополь, он, очевидно, возвышался над местностью, был как-то обозначен, заметен. Но прошли тысячелетия, и холм сравнялся с землей. Мы нашли его совершенно случайно.