Журнал «Человек без границ» вновь стал обладателем «Золотых зерен» очередного этапа конкурса «Золотой Лотос» за июнь 2007 г. Внимание жюри привлекла беседа Ильи Барабаша с известным ученым Александром Асмоловым о целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» и блок повествований о титанах отечественной культуры, их исторической духовной миссии.
Итоги очередного этапа конкурса «Золотой Лотос» подводит член жюри обозреватель газеты «Московский комсомолец» Александр Минкин:
...Мы отмечаем как успех выступление известного ученого, члена-корреспондента РАО, психолога Александра Асмолова "От культуры полезности к культуре достоинства" в журнале "Человек без границ". Беседа с известным ученым, которую ведет Илья Барабаш, посвящена программе "Толерантность", в разработке которой участвовал Асмолов. Главная цель — "попытаться ввести в массовое сознание толерантность как норму". Сообщается и такой малоизвестный факт: первый документ, который подписал президент Путин, вступая в свою высокую должность, был указ о разработке Федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе". О том, как реализуется эта программа, какие претерпевает видоизменения, какие встречает преграды и — наоборот — продолжает укрепляться на деле, мы узнаем из этой как нельзя своевременной публикации. Сам ученый делает многообещающий вывод: "Появился исторический шанс, что толерантность в России станет одной из новых норм поведения и сознания, чего раньше не было". Сейчас она "рождается", и надо надеяться, что такие понятия, как уважение, достоинство, понимание другого человека, наконец, окажутся нашей "сверхценностью".
Журнал "Человек без границ" явил нам целый блок повествований о титанах отечественной культуры, носителях ее духовных начал. В одном только номере читатель проникается почтением к Федору Достоевскому и Андрею Рублеву, Павлу Нащокину, другу А.С. Пушкина, великой актрисе Вере Комиссаржевской — "чайке русской сцены", поэту Константину Батюшкову, творившему в "пору дней Александровых прекрасного начала" — как Пушкин окрестил тот момент в истории России. Каждый из названных очерков важен, но особенно созвучен девизу нашего конкурса "Сохраним духовности России!" очерк Ларисы Бузиной "Ибо хочу быть человеком" о Достоевском, этому материалу и отдаем "золотое зернышко". Автор акцентирует внимание на том, что ее герой — "писатель на все времена" именно потому, что больше всего занимавшие писателя "нравственные, духовные качества человека, как и дух, бессмертны". И еще: "Время, в которое он творил и которое описывал, очень похоже на наше — время внедрения капитализма, эпоху духовного брожения". Достоевский был "писателем будущего", он видел далеко впереди себя, говорит Лариса Бузина. И уточняет: "Общий смысл деятельности Федора Михайловича состоит в разрешении вопроса, что есть высший идеал общества и какой путь к его достижению, или проще — для чего жить и что делать?" Достоевский "слишком хорошо знал все глубины человеческого падения, он знал, что злоба и безумие составляют основу нашей низшей природы", притом был истинным гуманистом и верил во всечеловеческое добро, в бесконечность души. Верил в Россию и предсказывал ей великое будущее. Верил в ее призвание и назначение, даже обязанность "примирения Востока и Запада, ибо истина едина, она и объединит все народы". Это Достоевский дал четкое понятие о "лучших людях", сказав, что "не сильные лучше, а честные"! Те, кто не преклонится перед материальным соблазном, кто любит правду и, "когда надо, встает служить ей, бросая дом и семью и жертвуя жизнью". Он считал: "Лишь такие люди способны оказать благотворное влияние на общество". Чем не ориентиры для всех нас, сегодняшних!
Своеобычно выстроен очерк архитектора Галины Зеленской "Признание в любви к двум столицам": о Москве и Санкт-Петербурге "через" взгляд поэта Батюшкова. Приводятся строки из его эссе о нашей нынешней столице и о городе "архитектурной гармонии" Петербурге, городе торжества красоты. "Для романтика Батюшкова высшая ценность архитектуры — ее сомасштабность с человеком, духовный мир которого она преображает". А древняя Москва — другое дело: воплощение стихии, бездны, "готовой вспыхнуть пламенем страстей и сгореть, чтобы снова возродиться"! Вот такие перед нами два видения, два понимания главных городов России: златоглавой Москвы и "тонущего в туманах" Петербурга, пришедшие в наше сегодня из 1811 и 1814 годов, из двух эссе поэта Батюшкова.
И еще изящная публикация в "Человеке без границ" привлекла наше внимание — "За будущее отвечаю я" Татьяны Курбатовой: как бы зарисовка собственных раздумий о жизни, о том, какие мы сами, что от себя требуем, что себе позволяем или не позволяем, чем живем, как реагируем? "И выбор — каждый день. Главное, чтобы он был правильным".
Оригинал статьи находится на http://www.w-w1.ru/witrina/lotus/.