Журнал «Человек без границ» вновь стал обладателем «Золотых зерен» очередного этапа конкурса «Золотой Лотос» за сентябрь 2006 г.
«Золотые зерна» на этот раз заслужили очерки Оксаны Гришиной «Логика судьбы Бориса Раушенбаха» и Татьяны Чамовой «Рыцарь российской Мельпомены» об учреждении первого в России театра в Петербурге и первом его артисте Федоре Волкове (августовский номер журнала). Вот как в «Итогах конкурса» прокомментировала член жюри профессор, зав. кафедрой периодической печати Московского государственного университета печати Михаил Ненашев:
Журнал «Человек без границ» в великолепном очерке Оксаны Гришиной «Логика судьбы Бориса Раушенбаха» затрагивает фундаментальные понятия о взаимосвязях всего сущего на земле. Всей своей жизнью — заключает Оксана Гришина - этот крупный ученый-энциклопедист не просто доказывал «теорему единства мира», он призывал его увидеть и понять «в гармоничном созвучии разных смыслов, целей, задач». Он занимался искусствоведением, он изучил и сумел описать работу мозга, видел и оценил взаимодействие механизмов зрения и психологии восприятия. Его «всерьез интересовала религия», и он считал, что она отвечает на вопросы, на которые не может ответить наука. В философской статье «О логике триединства» Раушенбах доказывал с позиции математической логики непротиворечивость догмата о триединстве. Его ощущение единства, подчеркивает автор очерка, касалось не только Троицы, а всего Мира в целом, уповая на взаимопонимание — этого сокровища, так необходимого нам всем. Добавим — особенно сегодня! Он утверждал приоритет культуры как «единственно способной противостоять разрушителям и объединить человечество», доказывал в своих работах искусственность противопоставления науки и религии. «Зов неизведанного, знакомый мечтателям всех веков, звучал в душе Бориса Викторовича всегда и выводил в поисках ответа на возникший вопрос за пределы привычных, хорошо изученных им областей». Не эта ли дерзновенность в науке и в жизни привела Раушенбаха за колючую проволоку, где довелось ему пробыть долгие годы, так и не приучив к осторожности в проявлении своих убеждений в словах и поступках, к желанию идти на компромиссы. «В пересыльном пункте и в лагере на нарах, на обрывках бумаги Раушенбах продолжал расчеты, которыми занимался накануне ареста в своем Ракетном НИИ». Космос был его давней, непреходящей мечтой, многие его работы использовались в подготовке полета Гагарина. «Без романтики вряд ли что имеет для меня смысл», — приводит журнал признание Раушенбаха.
«Человек без границ» помещает очерк Татьяны Чамовой «Рыцарь российской Мельпомены» про жизнь и судьбу другого духовного лидера Федора Волкова: 250 лет назад указом Елизаветы был учрежден в Петербурге русский профессиональный театр и Федор Волков стал «в оном Первым актером». Его игра на сцене была основана на чувстве, а не на эффекте, он стал «первым в России, кто примером своим раскрыл значение личности актера, его духовных качеств, постоянной работы над собой, самоотдачи и служения. Его можно с полным правом назвать основателем российской актерской школы», говорится в материале Татьяны Чамовой. Даже тяжеловесным пьесам он сумел придавать естественность и человечность, выделяя в них суть — гражданственность, верность и любовь к Отечеству. Волков был убежден, что театр должен быть публичным и общенародным, к нему должны быть привлечены все живые, все просвещенные силы страны. Всегда ли следуют завету великого артиста наши нынешние слуги Мельпомены — судить зрителю.