У каждого бывают в жизни моменты, когда хочется хоть немного приоткрыть завесу будущего и узнать, что готовит нам Судьба. Как правило, это происходит, когда мы решаемся на какой-то новый шаг или когда нас мучают сомнения. В такие моменты рациональное на время уступает место иррациональному, и мы любыми способами пытаемся найти подтверждение своему выбору или развеять сомнения. И вот тогда мы обращаемся к астрологам (по крайней мере, нам так кажется) — берем газету или открываем сайт и читаем, например, следующее: «Коза обладает внутренней поддержкой Высших Сил и хорошо это чувствует. В этом смысле 2003 год принесет удачу всем, кто родился под знаком этого животного, ибо он обещает усилить наши мистические и религиозные настроения и переживания, повысить интерес к занятиям магией, астрологией, гаданиям, а значит, расширятся и необычные возможности Козы, которыми не обладают иные знаки»1. Тут мы, к своему ужасу, обнаруживаем, что родились не в год Козы и не имеем большого интереса к занятиям магией и гаданиям. А кое-то идет еще дальше и вспоминает, что его собственные астрологические характеристики, увы, противоречат друг другу. Согласно западному гороскопу, например, он Овен и должен быть лидером, а согласно восточному — Кошка-тихоня. Где же правда? На чем основаны предсказания столь любимых нами в предновогоднее время восточных астрологов и есть ли в них рациональное зерно?
Менталитет
Самый верный способ понять, что скрывается за привычными нашему слуху, но малопонятными Тиграми, Обезьянами и Драконами, — родиться где-нибудь в Китае или Японии. Или, как минимум, прожить там лет 10–15. В противном случае нам вряд ли удастся до конца постичь загадочный «восточный менталитет». Все, на что мы можем рассчитывать, — некое условное приближение, «игра» в восточное мышление.
Разницу между восточным и западным менталитетами лучше всего, на мой взгляд, сформулировал доктор Судзуки, выступая на одном из симпозиумов. Он просто прочитал два стихотворения. Первое из них принадлежит Мацуо Басе, выдающемуся японскому поэту XVII века:
Когда я внимательно всматриваюсь, Я вижу цветущую назона2 около изгороди. Как красиво!
Автор второго — живший два века спустя англичанин Альфред Теннисон:
Цветок в щербатой стене. Я вытащил тебя из щели, Держал корни и все остальное в руке. Маленький цветочек, Но если бы я понял тебя, корни и все остальное, И все во всем, я узнал бы, что есть Бог и человек.
Невооруженным взглядом видна разница в подходах: Басе внимательно всматривается, чтобы постичь, в то время как Теннисону необходимо сначала вытащить «корни и все остальное», чтобы узнать, что «есть Бог и человек». Восточный человек сначала размышляет, потом действует, человек же западный вначале действует, а потом размышляет. Это, конечно, гипербола, но по сути это именно так.
Эта разница в менталитете сделала узнаваемыми все произведенное обеими культурами, как восточной, так и западной. И, конечно же, эта разница не могла не найти своего отражения в астрологии. Западный гороскоп — это, прежде всего, личностно-ориентированный гороскоп. Давайте задумаемся, на какие вопросы мы чаще всего хотим получить ответ от астролога. — Что со мной будет? — На ком мне жениться, чтобы брак был удачным? — Каковы мои самые сильные стороны? — Чем и когда я могу заболеть?
«Мной», «мне», «мои», «я» — все вращается вокруг «я», «эго». Западный человек стремится понять, что он будет или не будет иметь в материальной, энергетической, эмоциональной и других сферах. Квинтэссенция западного менталитета была в свое время прекрасно сформулирована Макаревичем: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас». Западная цивилизация нацелена на то, чтобы получить что-то от «изменчивого мира». И наши кумиры — те, кто «имеет». Имеет самое-самое: самые длинные ноги, самый дорогой автомобиль, больше всего «Оскаров».
Восточный подход иной. В Китае, например, о факторах, влияющих на жизнь человека, говорят в такой последовательности: «На первом месте Судьба, на втором Удача, на третьем — Фэн-шуй». Заметьте, собственно личность человека даже не вошла в первую тройку. Восточный менталитет обязывает человека «прогнуться под изменчивый мир». Но в этом видится не унижение, а стремление соответствовать тем законам, которые управляют миром и человеком. Стремление достичь гармонии с ними, а не преодолевать их. Необходимо узнать свою роль в этом мире и хорошо ее сыграть. Если ты Обезьяна по гороскопу, то во всех жизненных ситуациях ты должен вести себя именно как Обезьяна, играть роль Обезьяны, соответствовать этой роли.
Восточный и западный менталитеты нельзя сравнивать — они взаимодополняющи. Нам, конечно, ближе западный. Нынешние политическая и экономическая системы, обилие нацеленной на потребление рекламы сыграли свою роль, и хокку Басе нам труднее понять, чем стихи Теннисона. Тем не менее, основные принципы восточной астрологии требуют для своего понимания именно восточного менталитета. Но прежде чем перейти к ним — легенды и факты о восточной астрологии.
Легенды
Самая распространенная легенда о появлении знаменитого «Круга 12 животных» связана с именем Будды. В легенде говорится, что когда Будда закончил свой земной путь, он призвал к себе всех животных, которые хотели бы почтить памятью его уход из этого мира. Пришли не все, а лишь 12 животных, которых Будда в благодарность увековечил, разместив их символические изображения на Небе. С тех пор 12 небесных животных символизируют 12 различных путей, каждый из которых ведет на Небо.
Согласно другой легенде, Нефритовый Император, создатель Неба и Земли, попросил своих слуг принести ему 12 лучших образцов земных животных. Долгое время после того, как земной мир был сотворен, он развивался самостоятельно и очень бурно, и Императору в какой-то момент стало интересно, к чему привело это развитие, поэтому он и попросил найти для него лучшее. Избранными оказываются те же 12 животных, которые заслуживают свое избрание своими уникальными особенностями. И здесь легенда говорит о «12 наилучших», о тех же 12 путях, не раскрывая, впрочем, их особенностей.
История
Астрология в Китае начинается со времен императора Хуан-ди, правившего в III тысячелетии до н.э. На 61-м году своего правления, в 2637 г. до н.э., он ввел всем известный 60-летний цикл. В течение этого цикла круг 12 животных повторяется пять раз, и каждое животное поочередно приобретает черты одной из пяти стихий: Земли, Металла, Воды, Дерева, Огня. После этого цикл повторяется. Мы с вами сейчас находимся в 78-м цикле, который начался 1 февраля 1984 года.
С середины II тысячелетия до н.э. астрология становится настолько важной для Китая, что принимается на государственную службу. Задачей астрологов было вести наблюдения за небом и фиксировать все астрономические явления, сопоставляя с происходящими событиями и делая выводы. Китайские хроники поражают своим масштабом. Именно в Китае впервые в 1057 г. до н.э. была замечена комета Галлея. А в 301 г. до н.э. китайцы опять же первыми обнаружили пятна на Солнце. Вот отрывок из перечня обязанностей придворного астролога: «Этот высокочтимый муж должен отмечать изменение и движение планет, Солнца и Луны с тем, чтобы предсказывать добрые и недобрые повороты судьбы. Он делит девять провинций на части, подверженные влиянию тех или иных небесных тел. Каждое княжество и каждый удел находятся под влиянием определенных звезд, и благодаря этому можно предсказывать будущее процветание или несчастье». В обязанности придворного астролога входило также выдавать новому императору так называемый «Мандат Неба», согласно которому тот становился проводником воли небес.
В III веке до н.э. формулируется универсальная доктрина, совмещающая представления о пяти стихиях в Космосе с представлениями об энергии ци и понятиях инь и ян. Во II веке до н.э. Дун-Джун-Шу заканчивает формулировку китайской астрологической доктрины, говоря о двух фундаментальных понятиях «Микрокосм» и «Макрокосм» и о человеке как отражении Вселенной.
Основные принципы
Для того чтобы разобраться в восточной астрологии, нужно понять два основополагающих подхода. Первый из них связан с пятью Стихиями, или пятью элементами. Согласно этому подходу, все, что проявлено, является той или иной совокупностью пяти основных элементов: Земли, Металла, Воды, Дерева и Огня. Это касается не только предметов, но и явлений, мыслей, эмоций — все управляется ими. Например, Весна управляется Деревом, человеческий желудок — Землей, белый цвет — Металлом, юг как направление — Огнем, а нота «ля» — Водой. Все «каталогизировано» и имеет свой управляющий элемент.
Второй подход говорит о совместном влиянии Неба и Земли опять-таки на все проявленное. Этот подход связан с «Небесными стволами» (их 10) и их «Земными ветвями» (их 12), составляющими вместе 22 иероглифа — основу китайского прорицательного календаря. Не случайно Китай назван «Поднебесной» империей — китайцы демонстрируют прекрасный пример умения совмещать небесное и земное, находя меру, гармонию. Как говорится в «Книге Перемен», «перемены следуют мерам, правилам неба и земли. Поэтому они способны полностью сплести Дао Неба и Земли. Глядя вверх, будешь наблюдать небесные письмена, глядя вниз, узришь земные принципы. По ним узнаются причины мрака и света».
Восточный гороскоп
Согласно восточной астрологии, пять основных элементов находятся в постоянном взаимодействии. Но в момент рождения человека постоянно изменяющийся узор фиксируется, и по нему можно узнать о человеке все, включая его дальнейшую Судьбу. Для этого отмечаются час, день, месяц и год рождения3 и определяются соответствующие им «Небесные стволы» и «Земные ветви». Результат записывается в четыре вертикальные колонки, которые называются Четырьмя Столпами Судьбы.
Каждому иероглифу в таблице (четыре «Небесных ствола» и четыре «Земных ветви») соответствует один из пяти элементов, могущий находиться в иньской или янской фазе. Таким образом, судьба человека и его потенциалы определяются по тому, как именно распределились пять основных элементов в его гороскопе.
Самый момент задать вопрос: «А причем здесь известные нам 12 животных?» Ответ очень прост: каждое «животное» — символическое обозначение всего лишь одной из ячеек нашей таблицы, а именно — «Земной ветви» года рождения. Например, 2003 год соответствует по китайскому календарю иньской Земле, символически обозначаемой Козой. А «цвет» года — это его «Небесный ствол». 2003 год в этом смысле находится под управлением янской Воды. Вода управляет черным цветом, поэтому 2003 год и называют еще годом Черной Козы.
Параллельно можно ответить и на вопрос, почему «не сбываются» восточные гороскопы. Как видно из предыдущего, «животное», с которым мы себя ассоциируем, — это лишь одна из восьми ячеек таблицы, имеющая к тому же достаточно малое значение. А личность человека (забежим немного вперед) определяется «Небесным стволом» дневного столпа (вторая слева ячейка в верхней строке). Об этом уже в популярных изданиях не пишут, потому что это нужно рассчитывать для каждого человека строго индивидуально.
Взаимодействие пяти элементов
Для того чтобы расшифровать полученную карту, необходимо знать, как взаимодействуют между собой пять элементов. Это взаимодействие описывается двумя циклами: циклом Порождения и циклом Разрушения. Цикл Порождения показывает, что каждый элемент порождает другой элемент, в результате чего образуется замкнутая цепочка. Цикл же Разрушения показывает замкнутую цепочку, в которой каждый элемент разрушает (подавляет) последующий. Ниже изображены схемы, которые нам пригодятся в дальнейшем.
Как же анализировать восточный гороскоп? Для этого нужно как можно больше знать, что какому элементу соответствует, и применять основное правило: все хорошо в меру. Например, личность человека всегда представлена «Небесным стволом» дневного столпа. Установив, какой элемент соответствует личности, мы можем сразу посмотреть, насколько он силен или слаб. Сильным он будет, если часто встречается и в других ячейках таблицы4. Слабым — если он одинок. Ослабление происходит и в случае, если человек рождается во время года, неблагоприятное для данного элемента. Что же лучше: сильная или слабая личность? Очевидный вроде бы ответ неочевиден в разрезе восточного подхода. Китайская астрология считает, что силы должно быть в меру.
Если личность человека чрезмерно сильна, эту силу нужно подавить или высвободить ее избыток. Подавить можно с помощью элемента, разрушающего данный, а высвободить избыток — с помощью элементов, порождаемых и разрушаемых данным. Например, если человеческая личность определяется Металлом и Металл силен, то для человека благоприятными окажутся элементы Огонь, Дерево и Вода. Огонь подавит слишком сильный Металл, а Дерево и Вода оттянут на себя его силу. Следовательно, такому человеку будет полезным все, что управляется этими элементами, вплоть до банального плавания в бассейне (Вода!).
Таким же образом можно рассмотреть и иные сферы жизни:
Богатство — элемент, подчиняемый личностью. Если личность — Металл, то богатство (приобретения любого плана) будут символизироваться Деревом.
Власть и общественное положение — элемент, подчиняющий личность. Если личность — Металл, то это, как видно из схемы, будет Огонь.
Ресурсы и образование — элемент, порождающий личность. В нашем случае ресурсы и образование будут управляться Землей.
Интеллект и устремления — элемент, порождаемый личностью. Если личность — Металл, то интеллектом и устремлениями будет править Вода.
Коллеги и конкуренты — тот же элемент, что и у личности (Металл в нашем случае).
Можно прийти к очень интересным выводам, если пойти немного глубже и попытаться проанализировать взаимосвязи между различными жизненными сферами. Допустим, что в нашем примере у человека силен элемент богатства (Дерево). Однако если мы посмотрим еще раз на циклы Порождения и Разрушения, то обнаружим, что Дерево порождает Землю, а Земля разрушает Металл (нашу личность). То есть чрезмерное богатство при слабой личности очень быстро подавит, разрушит ее. И необходимо либо усиливать личность, либо ограничивать богатство. В принципе, это понятно и без восточной астрологии, но именно она может показать и обосновать скрытые механизмы многих взаимосвязей. Можно прийти и к другим интересным выводам, продолжая использовать циклы Порождения и Разрушения, но предоставим читателям сделать это самостоятельно.
Прогибать или прогибаться?
Что же позволяет нам узнать восточная астрология, лишь верхушкой айсберга которой является знаменитый Круг 12 животных? Человек, изучающий восточную астрологию, становится в каком-то смысле похожим на настройщика музыкальных инструментов. Шаг за шагом по мере увеличения опыта и знаний он «слышит» все более и более тонкие вибрации инструмента, которым является человек. Слышит гармоничное звучание и фальшь и знает, где и что необходимо настроить, чтобы весь инструмент звучал гармонично. А основа его мастерства — в благородном смирении перед Законами природы и Судьбой, в умении не бороться, а сотрудничать с ними. В стремлении постичь свою роль в этом мире и исполнить ее.