Делия Стейнберг Гусман руководитель международной школы «Новый Акрополь»
СОСТОЯНИЕ БЛАГОПОЛУЧИЯ
Мы живем в мире, где благополучие превратилось в товар первого спроса. По крайней мере, это касается так называемых развитых стран. Реклама атакует нас со всех сторон, наперебой предлагая наилучшие возможности для жизни во всех ее аспектах — физическом, эмоциональном и интеллектуальном — и побуждая людей искать в собственном удобстве источник счастья.
Не удивительно, что для многих этот поиск превращается в смысл их существования. Полное благополучие в представлении — это то, что уводит от всех проблем и отдаляет от всяческих переживаний.
Благополучие в нашем представлении: иметь все, ни о чем не беспокоиться и ни о чем не думать.
Однако реальность повседневной жизни являет совершенно иную картину. Поиски благополучия — это гонка без конца: как только тебе кажется, что ты что-то нашел, сразу же возникают новые потребности, желание иметь все больше и больше. Таким образом благополучие отодвигается от нас и становится недостижимой, хотя и желанной целью.
В плане материальном обретать блага, обладать чем-либо — это то же, что пить воду, которая больше вызывает жажду, чем ее утоляет. Никто не удовлетворен тем, что имеет, поскольку вся система пропаганды заставляет постоянно наращивать свое благосостояние, чтобы чувствовать себя лучше. Мнимые потребности отнимают всю энергию, в то время как люди мечтают о том мгновении, когда, наконец, будут иметь все, к чему стремятся.
В плане психологическом желание благополучия обычно проявляется в виде бегства от какого бы то ни было беспокойства, от любых обязательств. Люди ищут спокойствия, но оно не спешит наступить, поскольку жизнь полна всякого рода бурь и штормов, которые есть не что иное, как попытки научить нас именно Искусству Жизни. Чем сильнее стремишься избежать страданий, тем сильнее страдаешь. Чем дальше хочется уйти от эмоциональных бурь, тем сильнее атакуют они того, кому по неосмотрительности не удалось от них уклониться. Никто не хочет учиться усмирять бурю. Напротив, все пытаются найти способ ее избежать. Но ведь это все равно что желать реки без течения, моря без волн, горной вершины без ветров. Речь идет не о том, чтобы пытаться сдержать течение, волны или ветер, а о том, что надо учиться жить с ними, использовать свой разум, чтобы сосуществовать с этими явлениями природы, от которых мы, при должном умении, сможем укрыться, но не убежать, сможем извлекать из них пользу, вместо того чтобы спасаться от них бегством.
Мы ищем внутренних подпорок и костылей и боимся остаться наедине с самим собой.
В плане ментальном благополучие означает для нас не думать. Мысли, идеи мешают, поскольку влекут за собой множество вопросов. И когда вопросы остаются без ответов, наступает тоска. Так что пусть лучше другие думают за меня, а я поплыву по течению чужого мнения, заготовленных схем. Что может оказаться гораздо опаснее, чем течение реки, волна или ветер.
Иными словами, расхожее понятие благополучия превратилось в синоним праздности, лености, которая полностью берет в плен персону и делает ее беспомощной и не способной уже жить без костылей и подпорок, число которых все увеличивается, знаменуя все более отдаляющуюся перспективу удовлетворения потребностей.
Так почему желание благополучия — знак того, что нам чего-то не хватает? Во-первых, уже потому, что всякое желание указывает на то, чего у нас нет. Мы никогда не желаем того, что уже имеем. Иными словами, мы не обладаем благополучием. Как мы убедились выше, обычно мы ищем его не там, где надо, но совершенно точно, что у нас его нет.
Поиски благополучия для тела это бессмысленная гонка без конца.
Почему же это — сигнал слабости? Потому что человеку не хватает уверенности в самом себе, потому что ему необходимы внешние опоры для личности, чтобы чувствовать себя уверенно, потому что ему не хватает мужества, чтобы остаться один на один с самим собой. И, конечно, легче поддерживать внутреннюю пустоту, чем открывать себя изнутри. Поэтому и кажется, что без этой пустоты и без искусственных опор невозможно пройти по трудной, но интересной Тропе Жизни.
Тому, кто страстно, отчаянно стремится к благополучию, которое находится вне его самого, предстоит преодолеть лабиринт настолько труднопроходимый, что он может провести всю жизнь, блуждая по ложным тропам, которые ведут к другим, еще более запутанным путям. Тот, кто оказывается в такой ситуации, всегда будет зависим от людей и обстоятельств: он будет счастлив настолько, насколько позволят ему люди, среди которых он живет, и будет испытывать удовлетворение так часто или так редко, как позволят обстоятельства.
Основа всякого благополучия исходит из Души, которая, по словам профессора Ливраги, «не желает благополучия, поскольку уже по сути своей блаженна, счастлива». Это не означает, что тело не нуждается в определенных дозах отдыха, питания, здоровья, или что душе не нужно спокойствие, чтобы получить доступ к высшим чувствам, или что разуму не требуется преодолеть сомнения и пустоту в поисках веры. Но всего этого невозможно достичь, если не действовать по принципу «от внутреннего к внешнему». «Внутреннее» — это Душа (где, в лучшем случае, пребывает наше сознание), и Душа знает, что ей нужно, если она не подавлена или не ограничена рамками материальных потребностей. Необходимо найти в Душе критерий нашего благополучия, поскольку Душа, в естественном ее состоянии, сама есть источник всякого благополучия. Под словом «естественное» мы понимаем состояние изначальное, когда-то утраченное и сознательно возрождаемое в ходе эволюционных усилий. Естественность сегодняшнего дня — это плод завоеваний человечества на пути возвращения к своим духовным истокам.
А может, мы уже имеем все, к чему стремимся, просто ищем совсем не там?
Зная, где искать благополучие, мы должны научиться находить его, при этом имея в виду, что любой поиск подразумевает труд. И тогда никто не скажет о нас, что мы не смогли или не захотели потрудиться, чтобы придти к нашей Душе. Мы знаем, где она обитает. Трудиться, чтобы ее обнаружить, — это значит открыть себе путь среди мнимых обещаний благополучия и парализующего удобства, чтобы предоставить Душе то место, которое принадлежит ей по праву. Чтобы именно она, а не чисто животные проявления импульсов и чувств, выражала себя через нас.
И, наконец, надо помнить, что жизнь, посвященная благородному, хотя и не лишенному трудностей делу может принести нам настоящее Счастье, без тревоги и беспокойства. И такое Счастье — результат справедливого дела.