В 2004 г. КЦ «Новый Акрополь» во второй раз победил в конкурсе социально значимых программ, который каждый год проводит Комитет общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы. И программа «Музей своими руками» была реализована в двух социальных приютах для беспризорников, двух детских домах и в Центре реабилитации для детей, больных онкологией. О задачах, истории и перспективах программы рассказывают ее организаторы и участники Вадим Карелин и Анна Мишачева.
Вадим, расскажите, когда впервые возникла эта идея? В чем ее суть?
В.К.: В нашем центре давно существует музей древних культур. В нем мы постарались собрать не даты и личности, а жемчужины, которые оставила каждая цивилизация. Ведь уровень традиционных культур был, мягко говоря, часто выше, чем наш, и нам есть чему поучиться. Так вот, идея музея — рассказать о людях, показав те творения, до которых поднимался человеческий дух, то наследие, которое они оставили нам. Естественно, в нашем музее нет оригиналов — это копии, реплики, фотографии.
Музей в Культурном центре — это только первый шаг. Мы хотим, чтобы такие же музеи, пусть пока небольшие, стали появляться в школах, детских домах, приютах, в которые мы приходим. Но идея в том, чтобы не просто тиражировать такие уголки, а делать их вместе с ребятами, чтобы они сами участвовали в их создании, а значит, глубже понимали культуру. Это, с моей точки зрения, один из самых удачных способов что-то донести до человека — сделать его участником, а не равнодушным зрителем.
Кто и для кого разрабатывал эту программу?
В.К.: В этом году нам удалось соединить лучший опыт работы мастерских прикладного искусства, экологической группы «Гея» и педагогов «Нового Акрополя». Готовясь к выставке «Священное искусство Древнего Египта», наши художники собрали много исследовательских материалов, создали новые реплики и матрицы; педагоги разработала по ним цикл из пяти занятий; к этому прибавился опыт работы «Геи» с детскими учреждениями. И мы решили в первую очередь пойти к тем, кто обделен больше остальных, — в детские дома и социальные приюты.
Анна, как проходили занятия с детьми? Какие цели вы ставили перед собой и чего удалось добиться?
А.М.: Каждое занятие состояло из двух частей. Сначала — небольшой рассказ о культуре Древнего Египта: когда возникла эта цивилизация; чем жили и во что верили египтяне; кто такой фараон; о чем говорят египетские мифы и священные символы. Мы старались, чтобы рассказ сопровождали слайды или рисунки, ведь ребята из социального приюта часто совсем не умеют слушать. Поэтому за 15–20 минут надо было успеть рассказать обо всем — образно, интересно, динамично, с картинками. Затем ребята своими руками отливали формы, про которые только что слушали, и расписывали их. Сначала мастер показывал, как это делается, а потом они сами начинали творить. Ребята настолько загорелись, что каждое занятие заканчивалось вопросом: «А что же дальше?»
Получилось, что культуру и историю Египта они изучали не только теоретически, а практически. Каждый не просто что-то расписывал, а осознавал, что он делает и для чего. Они одновременно и учились расписывать скарабея, и уже понимали, что это — великий труженик, необыкновенное существо, и поэтому египтяне так почитали его, поэтому он стал одним из основных символов этой культуры. Каждый буквально не дышал над своим скарабеем. С замиранием сердца спрашивали: «А можно оставить его себе?»
Каждому подарили по скарабею. Незабываемое занятие.
Легко ли было найти общий язык с теми, кого принято называть «трудными» детьми?
А.М.: Среди ребят были и такие, кто сразу сказал: «Не буду!» Воспитатели силой заставляли их сидеть на месте. Сначала мне было непонятно: зачем? Мы никого не держим. Наоборот, хотелось выгнать таких, чтобы не мешали другим. Но оказалось, что мы такие колючие только с виду. Стоило преодолеть первый барьер, дать возможность вслушаться — и самый колючий и непослушный оказывался наиболее ярким в работе.
Самое трудное — не купиться на их безразличный вид, не отступить, когда над тобой издеваются и демонстративно показывают затылок, и, хоть трудно, ангельским голосом сказать: «Молодой человек! Повернитесь лицом, пожалуйста!» Важно не попасться на это, потому что каждый из них на самом деле гораздо глубже. Мы поняли, что чем благороднее мы ведем себя с ними, тем быстрее они начинают нас слышать. Эффект потрясающий! Как ты к нему — так и он к тебе! Словно твоя собственная копия! В этом смысле беспризорники — зеркало нашего общества. Что даем, то и получаем.
И больше всего поразило, что во время занятий они изменялись до неузнаваемости. Стоит подбодрить, похвалить — и хулиган, который только что еле сидел на стуле, кривлялся, подзуживал остальных, получал каждые пять минут замечания, вдруг на твоих глазах превращался в кроткого ягненка, который внимательно слушает, спрашивает: «А это как делать? А это?» Все ровненько и тонко обводит, прорисовывает — и сам удивляется, что получилось...
Мы сделали удивительное открытие: эти дети невероятно благодарны, послушны, внимательны. Только все это спрятано за колючками неприступности, которые они ощетинивают, попадая на улицу — чтобы не испытывать боли, защититься. А внутри живет совсем другой.
И что получилось в итоге?
А.М.: На последнем занятии мы проводили викторину-путешествие по городам Египта, а в это время команда ребят оформляла стенд из лучших работ. Когда внесли закрытый скатертью стенд и торжественно его открыли, все ахнули, увидев, какую красоту сделали своими собственными руками. Стенд получился живой: картины Египта, пирамиды, гробницы, божества... Ребята долго стояли около него, узнавали свои работы, никак не могли оторваться. Остальные формы торжественно вручили ребятам. И они, счастливые, надувая грудь колесом, получали формы-призы под аплодисменты всех остальных, почти как лауреаты Нобелевской премии. А потом еще долго кто-нибудь из них прибегал и спрашивал: «Надо ли помочь, что-то поднести?.. Когда снова придете?»
А действительно, будет ли продолжение?
В.К.: Конечно! В следующем году, скорее всего, это будет русская культура. Это дело здорово увлекает, оторваться просто невозможно. Хочется активно продолжать, но, увы, мы ни организационно, ни материально пока не в состоянии осуществить все сами.
Хотя, с другой стороны, когда на месяц погружаешься в работу с детьми, это очень полезно для всех. И ребята действительно что-то начинают понимать, конечно, на своем уровне, но видно, как это их меняет. Эту идею надо двигать.