...И вот однажды произошло большое событие. Сначала он не мог понять, чем вызвано это странное чувство. В ней появилось что-то новое, неуловимое, как аромат цветов. Казалось, она держит себя как-то иначе, горделивее. Только при прощании, взяв ее руку, он понял, в чем дело, — она была в новых перчатках...
Джером К. Джером «Лайковые перчатки»
На протяжении жизни мы имеем дело с огромным количеством вещей, созданных руками человека. Наиболее тесно связан с нами костюм. Элементы одежды могут очень многое рассказать о человеке, его эпохе и мировоззрении. Эта рубрика посвящена истории элементов костюма, истории отношения человека к костюму и тем взаимоотношениям, которые складывались вокруг того или иного предмета.
Но настоящая жизнь начинается для перчатки несколько позже. В средние века из элемента костюма она превращается в символический предмет. С перчаткой сюзерена рыцарь получал повышение своего состояния, епископ — посвящение в сан. Наравне с печатью она служила подтверждением воли правителя. Дама дарила рыцарю свою перчатку, которую тот прикреплял к поясу или к шлему в знак служения своей даме сердца. Перчатку бросали к ногам в знак вызова на поединок.
Одну из самых древних перчаток нашли в гробнице Тутанхамона. Возможно, она попала в Египет из Азии. Древние персы носили меховые перчатки, а вот в Греции перчатки порицали, носивших их считали неженками. В Древнем Риме перчатки использовали при грубых работах, для защиты от холода, а также во время еды — чтобы не испачкать руки.
Перчатки — от древнерус. «рукавки персчатые» — рукавицы со всеми пальцами («перстами»).
В эпоху Ренессанса в обиход входят надушенные перчатки, вышитые шелком, золотом и жемчугом. В то же время формируется сложный перчаточный церемониал. В перчатках нельзя было оставаться в присутствии папы и короля, в церкви и на похоронах, во время траура и по случаю торжеств. Взять что-то рукой в перчатке считалось признаком дурного тона, подавать руку в перчатке — оскорблением. В конце концов огромное количество запретов вынудило мужчин носить перчатки не на руках, а за поясом.
В XIX в. ситуация полностью меняется. Дамские перчатки без пальцев (митенки) стали обязательной деталью даже домашних туалетов. Женщины на балах и приемах надевали белые шелковые или лайковые перчатки, длинные, выше локтя. Мужчины, если они в форме, — замшевые, в штатском — лайковые. Нельзя было снимать перчатки во время бала, и во избежание неловкой ситуации молодым людям советовалось иметь в кармане запасную пару — на случай, если первые лопнут. Не принято было показываться без перчаток на улице. Надевать перчатки можно было лишь дома, делать это на людях считалось свидетельством дурных манер.
В наше время перчаточный церемониал ушел в прошлое. Перчатки вернулись к своей первоначальной функции — защиты от холода. Хотя и присутствуют как аксессуар, придающий особый шик свадебным и, редко, вечерним туалетам. Но все же мало кто остается равнодушным перед красивыми перчатками. Мне случалось наблюдать, как девушка, примерив пару кружевных перчаток, менялась в осанке, вдруг ощутив себя дамой. И зачастую можно увидеть, как мужчина сдергивает перчатку, подавая руку для приветствия. Хотя вряд ли сможет объяснить, почему он это делает. Что это? Память предков? Коллективное бессознательное? Наверное, это неважно. Важно то, что это присутствует в нашей жизни, как некий неуловимый, почти забытый аромат.
...Последнее время, выходя из дома, я задерживаюсь на минутку в прихожей, чтобы надеть перчатки — вспоминая, что воспитанная дама никогда не делает это на улице. Похоже на маленький ритуал, но мне кажется, что в этот момент в моих отношениях с миром что-то меняется. Добавляется капелька уважения к себе и окружающему. Хотя сами перчатки тут, конечно, ни при чем.
С перчатками связана одна интересная история, произошедшая на сцене итальянского театра в середине XIX в. Знаменитый итальянский драматический актер Томазо Сальвини (1829–1915) играл роль Отелло в одноименной трагедии Шекспира. Загримированный актер появился на сцене. Белый плащ выгодно оттенял темный цвет его кожи. Под восторженные овации зала Сальвини начал свой первый монолог.
Вдруг по рядам прошло возмущение, послышались гневные возгласы. Кто-то даже швырнул на сцену апельсиновые корки. Оказывается, актер, загримировав лицо и шею, забыл тонировать руки. У мавра Отелло — белые руки! Темпераментная итальянская публика не могла стерпеть такого пренебрежительного отношения. Сальвини терпеливо дождался тишины и продолжил играть. Публика, решив, что артист «исправится» во втором акте, затихла.
Но во втором акте Отелло опять вышел с белыми руками. Возмущению публики не было предела. Какое неуважение! Сальвини спокойно подождал, пока буря в зале утихнет, потом вышел на авансцену, оглядел ряды зрителей и... медленно снял белые перчатки. Под ними оказались темные руки. Зал разразился восторженными криками и бурными овациями. Остроумная выдумка актера не только спасла его репутацию, но и принесла ему еще большую славу.