Когда я была маленькой, я любила считать, сколько лет будет мне в 2000 году, сколько маме, сколько папе... Уж очень притягивала эта волшебная цифра — 2000, и казалось, что после нее будет происходить что-то совершенно невероятное. И вот это «невероятное» наступило. А что дальше?.. Жалко, не посчитаешь, сколько лет тебе будет в 3000 году. Нет, посчитать-то можно, но... Лучше представить, какой будет жизнь лет через 100 или 200. Мы попытались сделать это вместе с детьми. Задав им несколько вопросов, мы и получили.
Ирина Владимировна села не за учительский стол, как обычно, а среди детей, за одну из парт, образовавших после перестановки почти правильный круг.
— В кругу сидеть лучше, все друг друга видят, — сказала она. — А поговорим мы с вами сегодня, накануне Нового года, о будущем. Нет, не о том, когда вы станете взрослыми, а о том, что произойдет не скоро, лет через 100 или 200, а может быть, в конце третьего тысячелетия. Если мы будем знать, что хотим там увидеть, тогда легче понять, как нам прожить жизнь, чего избегать и к чему стремиться, даже профессию будет легче выбрать. Но начнем с другого.
Есть такая традиция: провожая старый год, вспоминать все самое доброе, что он принес, благодарить тех, кому мы действительно благодарны. В самом конце уходящего года и даже века кому вам хочется сказать спасибо? — Маме — за то, что родила, — класс дружно расхохотался. — Родителям — за то, что вырастили и воспитали. И друзьям — за то, что они просто есть. — Книгам, которые я прочитал. — И родителям, которые их подсовывали. — Хорошим друзьям — за помощь, поддержку и советы в трудную минуту. — И плохим — за то, что глядя на них понимаешь свои ошибки и пытаешься исправиться.
Дверь класса тихонько приоткрылась, и в нее просунулись две светлые головы. Увидев приглашающий жест, малыши вошли и тихо сели. Часто во время подобных бесед они проникали на территорию занятий старших братьев: всё интереснее, чем ждать их под дверью. И не раз оказывались полезны в разговоре. Так случилось и на сей раз: — Благодарна — Деду Морозу за то, что приносит зиму, — не задумываясь ответила девчонка. — Дождю — за то, что он делает реки, — вторил ей мальчишка.
— Хорошо, — улыбнулась Ирина Владимировна. — Тогда следующий вопрос. Что мы с вами оставим во втором тысячелетии и ни за что не возьмем в третье? — Ссоры между странами. — Очень хочется, чтобы не было войн.
Дальше ответы посыпались как горох: — Чтобы не было пьяных. — Чтобы не было бездомных. — Чтобы не было жадности. — Давайте выбросим лень. — И еще неряшливость. — И еще клевету. — И двойки, двойки!
— А теперь представьте, что у вас есть возможность сделать великое открытие или изобрести что-то, чем человечество сможет пользоваться много веков. Что бы вы изобрели? Первыми взяли на себя на себя инициативу малыши. Перебивая друг друга, они затараторили: — Машину времени! — Дом с крыльями! — Машину, которая будет поливать цветы и деревья! — Летающие ботинки: надеваешь и летишь! — Нет, лучше крылья для людей!
К этому моменту созрели идеи и у старших: — Я хочу изобрести такую жидкость, которая уничтожила бы все зло, все страдания и все преступления. — А я бы хотел открыть новую галактику. — А я бы изобрел крылья, на которых можно подняться к звездам. — Я бы хотела изобрести такое лекарство, которое сможет вылечить людей от всех болезней. — Я бы открыла любовь. Чтобы люди знали, кого они любят, и не метались — любят они или нет. — Я бы изобрел счастье, которое помогло бы стать всем добрее, и не стало бы злых людей. — Я мечтаю помогать человеку узнать, в чем его сила. — Я бы научила всех людей на свете мечтать по-настоящему. И чтобы от мечты человека кому-то еще стало теплее.
— Я и не подозревала, что вы у меня такие гениальные! — пошутила Ирина Владимировна. — А что же будет потом, когда будущее настанет? — Взрослые будут похожи на детей. Они будут мечтательными и доверчивыми. — Будет спокойствие во всем мире и в душе каждого человека. — Взрослые и дети найдут между собой общий язык, станут друг друга слушать, понимать, чувствовать душу друг друга, станут равными. — Не будет воровства, разбоя и убийства. — Люди найдут много нового. Откроют новые законы. Будет больше согласия. Работать будет легче и интереснее. — Самое главное — люди поймут, что не должно быть зла, что надо жить мирно, без войн, ссор, обид, надо жить дружно, любя и радуясь. Наступит золотой век!
Я не знаю, чем завершила эту беседу Ирина Владимировна. Не дождавшись окончания занятия, я тихонько вышла из класса и, присев по давней детской привычке на подоконник в пустом коридоре, задумалась. Я пыталась ответить на те вопросы, на которые так уверенно и просто отвечали за стеной дети. Скажу честно, во многом наши ответы совпадали. А в голове вновь и вновь всплывала фраза философа XX века Хорхе Анхеля Ливраги: «Будет так, как ты веришь!»