Человек, дошедший в своей жизни до сокровеннейших, важнейших человеческих вопросов, настойчиво, сознательно, искренне вопрошающий себя: «Для чего появился я на свет, для чего живу? В чем смысл моей жизни и есть ли он вообще? Что такое мои жизнь и смерть и что стоит за ними? Что такое жизнь вообще, в чем ее истина и смысл? Каково мое отношение к этой общей жизни и ее к моей?» — и желающий приложить все свои знания и способности, чтобы найти ответы, которые его удовлетворили бы, должен знать, что поставленные с такой силой и определенностью эти вопросы есть факт его наступающей человеческой зрелости; что уходит он уже из своего человеческого детства, где жил неумно растрачивая свои силы и таланты только на поддержание и радости телесной жизни, жил во тьме для удовлетворения ее бесчисленных нужд и капризов, в борьбе со всем устремляясь к полноте земного богатства и власти, все больше теряя себя самого, уходя все дальше во внешнее, вещественное, телесное. Должен знать он, что уже может прозревать и достигать иного, высокого, недоступного ему ранее, не видимого им там, внизу; что поднимается он над провалами и холмами телесной чувственно-рассудочной жизни и, обозревая с высоты ее многообразные равнины, устремляется к сверкающим вершинам разума и духа, улетает все выше туда, где сияют и правят вечные ценности: справедливость, мужество, добро, истина, красота — и где ярко и торжественно горит в неизмеримой дали свет неиссякаемой, всеохватной, все объединяющей Божественной любви.
И поднявшись в эти высоты и оглядев, ощутив, познав и приняв все: и бесчисленное противоречивое разное, и обнимающее единство своего и нижнего, и верхнего, и себя окружающего, — освятив свою жизнь в ее совокупном телесном, душевном, духовном единстве пониманием и любовью, человек видит ясно, как его единичная жизнь-капля, сливающаяся в потоке жизненного бытия с мириадами таких же капель других жизней живых и неживых сущностей, растворяется в безбрежном океане общей жизни, которая есть Божественная любовь, Бог. И достигая такого взаимного, осознанного, любовного единства, человек находит и свой смысл, и свое счастье, и свой путь, — только там и только так находит он их.
Жизнь человека, как и каждая жизнь, как и жизнь вообще, в целом, — это путь Бога к Богу. От Бога снизошедшего, разделившегося, воплотившегося, сверкающего в каждой капле бытия мириадами огней духа до Бога пребывающего над всем и над всеми, все объединяющего, царящего над пространствами и временами, всем управляющего, все любящего. Путь от развернутого во времени и пространстве меняющегося, многообразного, противоречивого, борющегося за себя, за свою жизнь индивидуализированного материального бытия через развивающийся во времени вне пространства мир души, мир зла и добра, разума и духа, проявленного в высшей своей форме — человеке, к слиянию этих разрозненных божественных искр вне времени и пространства в единое духовное начало, — Бог, растворившись в созданной им материи, собирает свою духовную жатву с творческого человека, жатву, воплощающуюся в рождении любимого и любящего Сына.
Беда в том, что люди доходят до этих сокровенных вопросов редко и поздно, лишь во времена неудач, невзгод и тоски, в большинстве своем лишь смутно осознавая их, не проникая глубоко в их суть, и уходят от них быстро, как только решаются их дела и проблемы, как только возвращаются к ним их низкие радости. Но из самой глубины души, как ее тяжелый стон, который ничто уже не может заглушить, поднимаются эти вопросы, когда уже поздно, когда нагрянула неотвратимая беда или заглянула в глаза смерть и тихо начала точить косу. Тогда встрепенется человек, заторопится, задумается, заглянет в себя — и засверкает в его глубине что-то, поднимутся из глубины картины прожитой им жизни, осмотрит он их с высоты, и многое ему не понравится, многое захочет он изменить, исправить, но нет уже у него времени, нет сил, уже слышит он свист летящего к нему лезвия, и тьма закрывает ему глаза. И уходит он из жизни с горьким чувством, что не сделал чего-то главного, важнейшего, ради чего и дана была ему жизнь, даны были способности и таланты.
В молодости же, когда бурлят силы, когда рассудок направлен к достижению телесных радостей, к поиску любимой, к продолжению жизни в потомстве, когда жизнь кажется вечной и все легко достижимым, эти вопросы возникают еще реже. Общество же их перед молодостью не ставит, считая, что всему свое время и придут они к человеку сами. Нет! Ко многим не придут! И чем богаче телом живут люди, тем реже задают себе такие вопросы. И не устремляется человечество к своим высотам духовной жизни, но все дальше опускается в низины материального.
Беда в том, что либо не хотят, либо не могут люди выйти из своего детства, либо нет у них сил и возможностей и по своей природе не могут они достичь человеческой зрелости. И так рождаются, живут и умирают они малыми детьми. Те же редкие, которые достигают зрелости, — как могут они детей сделать взрослыми? Взрослым ребенок может стать только сам!
Отрывок из философского эссе «Человек ценящий — опыт запредельного»
Полный вариант эссе можно приобрести в салоне-магазине «Кайрос», тел.: 391-18-14 (04).